- Регистрация
- 9 Май 2015
- Сообщения
- 1,071
- Баллы
- 155
- Возраст
- 51
В июне прошлого года в клинике Майо, одном из крупнейших частных медицинских центров мира, расположенном в городе Рочестер, штат Миннесота, США, была проведена первая в истории этого медучреждения операция по трансплантации лица. Эта медицинская процедура, по-прежнему встречающаяся крайне редко даже в современной практике, в буквальном смысле соединила судьбы двух совершенно разных, но при этом попавших в одинаковые обстоятельства людей – оба пытались покончить жизнь самоубийством. Только в одном случае это завершилось практически полностью уничтоженным лицом, во втором – смертью.
В 2006 году 21-летний Энди Санднесс попытался лишить себя жизни. Парень выстрелил себе в подбородок. Выстрел уничтожил большую часть его лица, но он выжил. Как только человек пришел в стабильное состояние, доктора постарались исправить его лицо, но отсутствие челюсти, носа и зубов не позволило провести качественную процедуру по восстановлению. Как бы там ни было, парень кое-как оклемался и вернулся обратно в свой родной Вайоминг, где нашел работу и уже даже начал свыкаться с такой жизнью.
Однако в 2012 году специалистам медицинского центра Майо пришла идея трансплантации лица. Процедура невероятно сложная и сопровождается огромными и многочисленными рисками. Но после некоторых раздумий Санднесс согласился на операцию.
«Если бы вы выглядели так, как я тогда выглядел и испытывать то, что я испытывал, то даже самый крошечный луч надежды заставит вас согласиться на подобное», — поделился Санднесс информационному агентству Associated Press.
«Эта операция обещала вернуть не только мое лицо, но и мою жизнь».
Подготовка к процедуре трансплантации лица заняла немало времени. В течение следующих трех лет доктора клиники Майо провели в общей сложности около 50 тренировочно-подготовительных операций. В январе 2016 года Санднесса внесли в список людей, ожидающих доноров, особо не надеясь получить нужную часть тела в течение ближайших нескольких лет. Однако всего спустя пять месяцев ему позвонили и сообщили о том, что нашли нужного донора.
Им оказался 21-летний Кален Росс, покончивший жизнь самоубийством выстрелом в голову. Так как Росс являлся донором органов, врачи поспешили уладить все вопросы и подписать нужные документы. После некоторых колебаний его жена Лилли Росс, на тот момент будучи беременной, все же согласилась пожертвовать лицо своего мужа другому человеку. Свое решение она объяснила тем, что хотела бы однажды рассказать сыну, как его отец смог помочь другому человеку даже после своей смерти.
Операция по пересадке лица продолжалась целых 56 (!) часов и потребовала работы более 60 человек медицинского персонала, включая нескольких хирургов. На отделение только одних донорских костей, мышц и кожи у врачей потребовались целые сутки. Остальное время хирурги потратили на реконструкцию тканей и «подгонку» нового лица под анатомические особенности Санднесса, начиная с зоны ниже глаз.
Спустя 32 часа с момента начала процедуры врачи смогли пересадить Санднессу нос, щеки, рот, зубы, губы, челюсти и подбородок.
После завершения операции Санднессу не разрешали смотреть на себя в зеркало в течение трех недель, но, когда время пришло и он впервые взглянул на себя в отражение, он испытал настоящий шок.
«Если вы когда-нибудь теряли что-то, что у вас было всегда, то вы примерно представляете мои чувства. И когда у вас появляется шанс вернуть это назад, вы вряд ли от этого откажетесь», — говорит Санднесс.
К моменту, когда он смог осознать, что его лицо теперь действительно выглядит вполне нормальным, Санднесс шел целых три месяца после проведенной процедуры пересадки. Он тогда был в лифте и встретил маленького мальчика, который на него просто посмотрел. Просто посмотрел, не будучи шокированным, как это обычно происходило с детьми в подобной ситуации до операции.
К настоящему моменту человек полностью восстановил способность свободно дышать, ощущать запахи и есть на такой же манер, как он это делал со своим прошлым лицом. Санднесс наслаждается жизнью и теперь совершенно не стесняется находиться в толпе.